Д А Й Д Ж Е С Т

                                                                        П У Б Л И К А Ц И Й  С М И

Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации В.А.Зубков принял участие в работе XXI съезда крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

12.02.2010

Обращаясь к делегатам и гостям съезда, В.А.Зубков, в частности, сказал: 
«Прошел почти год с того момента, когда мы с вами встречались на юбилейном - 20-м съезде. Подводили итоги развития фермерского движения за прошедший период.
Говорили о проблемах, вместе думали, как их решить, как дальше двигаться, как развиваться.
Прошедший год был сложным. Во многих странах произошел значительный экономический спад, но российское сельское хозяйство выстояло. В основе этого успеха -  ежедневный труд трехсот тысяч российских фермеров. И я хотел бы, пользуясь случаем, от имени Правительства России поблагодарить вас и ваших коллег за нелегкий труд.
Напомню - в прошлом году среди основных приоритетов мы обозначили земельные вопросы, развитие семейных животноводческих ферм, потребительской кооперации.
На протяжении прошедшего года все эти вопросы находились в центре внимания Правительства. Промежуточные итоги мы с вами обсуждали в Петербурге в августе  и в Москве в декабре.
Несколько слов о том, что сделано.
По земле. Ведется работа по совершенствованию законодательства в части упрощения процедуры межевания, кадастровой оценки и регистрации земельных участков. Процесс длительный и сложный. Уже принят в первом чтении законопроект об обороте сельхозземель.
О семейных фермах. Из 300 запланированных до 2011 года ферм уже построено 52 на 4,8 тыс. голов. Темпы неплохие, если учесть, что программа реализуется только с мая. Тут тоже есть свои «болевые» точки. Правительство о них знает. Ставит их перед Минсельхозом.
Потребительская кооперация. Мы понимаем, что главное - не только произвести продукцию, но и довести ее до конечного потребителя.
Поэтому Правительством дан ряд поручений по развитию единой кооперативной системы заготовки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, созданию фермерских рынков. Один из них мы недавно посещали в Курске. Мы будем добиваться, чтобы такие рынки были в каждом регионе, каждом районе. Центросоюзом проект соответствующей программы уже представлен. Здесь важна ваша настойчивая работа с региональными властями.
О других основных итогах прошедшего года.
Конечно же - серьезные коррективы в работу отрасли внес экономический кризис. Пришлось оперативно решать вопросы поддержки АПК.
В первую очередь - это финансово-кредитный аспект. В прошлом году малым формам хозяйствования  предоставлено более 147 тыс. кредитов на сумму почти 42 млрд. рублей, выплачено около 6 млрд. рублей субсидий.
В результате - сельское хозяйство доказало свою устойчивость. Стало одной из немногих - а фактически - единственной - точкой роста российской экономики, ее реального сектора.
Только по мясу по итогам года прирост составил 515 тыс. тонн. Однако в 2010 - 2012 гг., чтобы выйти на рубежи Госпрограммы, мы должны прибавлять по мясу по 650 тыс. тонн в год, а по молоку - по одному миллиону тонн в год. Конечно же - это большие объемы, но, тем не менее, я думаю, мы сможем с этими объемами вполне справиться. Для этого мы будем широко развивать производство не только традиционных видов мяса, как мясо птицы и свинина. Будем активно работать по производству мяса индюшатины. Мною уже даны поручения ВЭБу. ВЭБу будут выданы льготные  длинные кредиты на производство мяса индюшатины в Ростовской, Саратовской и Воронежской областях по 90 тысяч тонн в каждом регионе.
Важным итогом прошедшего года стало принятие закона о торговле. Этот фактор существенно облегчит для сельхозпроизводителей сбыт продукции. На уровне 10% ограничен размер бонусов, не взимаются торговые наценки за социально-значимые товары,  установлены предельные сроки оплаты на продовольственные товары в зависимости от срока их годности, введен запрет на возврат непроданных товаров.
Теперь - о ключевых направлениях поддержки фермерства на этот год.
Кредитование. Буквально вчера согласовали  с банками объем кредитов для АПК на этот год - 800 млрд. рублей.  Это - на уровне - даже чуть больше чем было предоставлено в прошлом году. Теперь надо обеспечить их  доступность для производителей, в первую очередь - фермеров. Фермер должен заниматься производством продукции, а не постоянным сбором документов. Поэтому мною поручено разработать систему, при которой субсидии поступают через банк на погашение процентов автоматически, в первую очередь - для личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств. Также будет проработан вопрос оптимизации процентных ставок и сокращения сроков рассмотрения кредитных заявок. Это касается всех видов кредитов, в том числе на технику.
Цены на ГСМ и минеральные удобрения. Практика заключения соглашений о предельных максимальных ценах на минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы доказала свою эффективность. Она  будет продолжена. Министр проанализирует и доложит текущую и прогнозную ситуацию с ценами на ГСМ и минеральные удобрения по итогам первого заседания «штаба» по координации сезонных полевых работ, которое состоится в ближайшую субботу.
Отдельно - про молоко. Правительством созданы механизмы регулирования рынка - "снятия излишков" с рынка в сезон "большого молока". В частности - предусмотрена возможность проведения закупочных интервенций на рынке сухого молока. К сожалению, в прошлом году она не применялась. Думаю, Минсельхозу надо это активно использовать в этом году. Важную роль для рынка должно сыграть соглашение по ценам на молоко между союзами производителей и переработчиков молока. Подготовка такого соглашения сейчас завершается. И было бы здорово, чтобы оно было подписано на съезде Союза производителей молока 3 марта.
Важнейшая тема - регулирование рынка зерна. Главная задача - обеспечить рентабельность производства зерна. Иными словами - фермер должен получать адекватную оплату за зерно. Для этого мы  будем совершенствовать интервенционные механизмы, адаптировать их к сегодняшним условиям. Также Правительство неоднократно говорило о необходимости введения механизма залоговых интервенций, переход на использование механизма биржевой торговли. Предстоит оперативно рассмотреть вопрос об изменении структуры посевов в пользу кормовых высокобелковых культур. Это позволит снизить зависимость от нестабильных цен на зерно, активизирует рост животноводства, особенно в фермерских хозяйствах. Обо всем этом мы говорили в субботу на совещании в Курске.
Техническое обновление перерабатывающих  мощностей малых форм хозяйствования. Здесь мы будем активно привлекать ресурсы Росагролизинга. Такие поручения я уже дал новому генеральному директору компании.
Социальное развитие села. Кризис вынудил нас перераспределить часть социальных средств на поддержку сельхозпроизводства. Поддержка темпов развития и сохранение рабочих мест - основа будущей стабильности. При этом в  последующие годы мы увеличим плановые показатели по целевой программе социальное развитие села.
Подчеркну - Правительство рассматривает фермеров как основу среднего класса на селе, представителей реального малого и среднего бизнеса, залог социальной стабильности российской деревни. А потому Правительство продолжит и далее принимать системные меры для укрепления фермерского уклада.
В заключение хотел бы поблагодарить вас за приглашение на съезд, пожелать вам успешной работы.
Благодарю за внимание».

 

 

 

Доклад министра с.х. Скрынник

 

Выступление на XXI съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России, 12 февраля 2010 г. г. Москва

Уважаемый Виктор Алексеевич!

Уважаемый Владимир Николаевич!

Уважаемые делегаты и гости съезда!

 

Разрешите поблагодарить первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Виктора Алексеевича Зубкова за поддержку, которую он оказывает агропромышленному комплексу.

Развитие малых форм является для Министерства безусловным приоритетом. В этих хозяйствах ежегодно производится более 20% зерна и сахарной свёклы, 48% мяса, 56% молока и 80% овощей.

Основным направлением поддержки является субсидирование процентной ставки. С 2006 по 2009 год года объём субсидий увеличился с 2,4 млрд. руб. до 6 млрд. руб. В результате, в 2009 году объём субсидируемых банковских кредитов составил 35 млрд. рублей. Всего с 2006 года привлечено более 175 млрд. руб.

На 2010 год субсидирование процентных ставок предусмотрено в размере 5 млрд. 800 млн. рублей.

Учитывая особую роль малого предпринимательства в развитии отечественного АПК, Правительство и Министерство сельского хозяйства реализуют для его поддержки следующие меры.

Первое. В целях дальнейшего повышения доступности кредитов и упрощения процедуры их получения решается вопрос об изменении механизма субсидирования для малых форм: кредиты будут выдаваться банками уже с учетом компенсации процентной ставки. Аналогичная система успешно работает в области автокредитования.

Второе. В 2009 году запущен проект по созданию семейных молочных ферм. Он должен обеспечить переработку и гарантированный сбыт произведенного фермерами молока по справедливым ценам. В этом году в ходе реализации этой программы с использованием средств федерального бюджета построено 52 фермы на 5 тыс. голов. Первые проекты были запущены в Липецкой, Тамбовской, Белгородской, Ленинградской, Амурской областях, Ставропольском крае, Республике Мордовия, Удмуртской Республике. Из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок было выделено 100 млн. рублей.

Создание семейных молочных ферм увеличит объемы производства отечественного молока, повысит рентабельность, будет способствовать внедрению передового опыта организации молочного животноводства и повышению конкуренции на региональном уровне.

Третье. Министерством разработана концепция развития агропромышленных парков, учредителями которых станут фермеры. На их территории будут базироваться мощности по переработке сельхозсырья и сбыту, учебные центры, машинно-тракторные станции, транспортные подразделения, мощности по хранению продукции, бизнес-центры с региональными представительствами поставщиков техники и удобрений, а также информационно-консультационные пункты и прочие инфраструктурные объекты. Это даст толчок развитию фермерского движения на новом качественном уровне. При этом будет значительно повышено качество (товарность) производимой продукции, увеличена рентабельность сельхозпроизводства за счет переработки, а также с фермеров будет снята «головная боль», связанная с инфраструктурным обеспечением деятельности.

 

Хочу подчеркнуть, что на фермеров распространяются все формы государственной поддержки, осуществляемые Министерством. Перед началом весенних полевых работ мы провели системную работу по обеспечению их эффективного проведения в оптимальные сроки.

Создан штаб под моим руководством. Он будет работать во всех федеральных округах. В регионах будут работать заместители министра, и вы можете к ним обращаться.

— До конца февраля — на 2 месяца раньше, чем обычно — заключены Соглашения с субъектами о финансировании мероприятий Госпрограммы. Уже в феврале-марте в регионы будет направлено 30 млрд. рублей — треть от годовых лимитов,

— В 2009 году составлен реестр всех сельхозтоваропроизводителей, получающих бюджетную поддержку — это позволит контролировать процесс доведения федеральных субсидий до конечного бюджетополучателя,

— В текущем году будет продолжена работа по фиксации цен на ГСМ. Рассматривается возможность снижения цен на 10% в период сезонных полевых работ. Экономия может составить около 5 млрд. рублей,

— Мы системно работаем с банками над снижением процентной ставки по краткосрочным кредитам до 12-14%, просим остановиться на 12%,

— В 2010 году Министерство будет субсидировать процентную ставку по приобретению сельхозтехники. Объем субсидий составляет 3,5 млрд. рублей. Это даст возможность привлечь около 70 млрд. рублей на приобретение сельхозтехники отечественного производства,

— Продолжится субсидирование приобретения минеральных удобрений в объеме 4 млрд. 720 млн. рублей.

Также мы осуществляем поддержку племенного дела в объеме 3,5 млрд. рублей.

Для предотвращения в будущем ситуаций с избыточным предложением зерна на рынке, которая сложилась в прошлом году, необходимо развивать внутренне потребление, прежде всего, в животноводстве. При выходе на полное самообеспечение по мясу, потребление зерна увеличится на 5-7 млн. тонн. При этом необходимо менять структуру посевных площадей — увеличивать объем кормовых культур (кукуруза, соя).

Для повышения рентабельности и эффективности производства зерна, в 2010 году Министерство начинает субсидировать процентные ставки  размере 80%) по 10-летним кредитам на строительство мощностей по его хранению, решается вопрос о введении пониженного тарифа на перевозку.

Таким образом, зерно является для нас стратегическим продуктом. Мы рассчитываем, что в перспективе 10-15 лет объем его производства увеличится до 125 млн. тонн, из которых 40 млн. будут поставляться на экспорт.

 

Министерство продолжает реализовывать комплекс мер по стабилизации ценовой ситуации на основных рынках сельхозпродукции.

 

В завершении выступления хочу вас проинформировать, что мной было принято решение о назначении Александра Ивановича Беляева ответственным за взаимодействие с фермерами. Впервые в России вопрос взаимоотношений с малым бизнесом на селе поднят на уровень заместителя Министра, что подчеркивает его важность для дальнейшего развитии отрасли.

Еще одним стратегическим шагом является совместная работа Министерства и «Единой России» над разработкой долгосрочной программы «Российский фермер», которая предусматривает комплекс мер по поддержке фермерского движения.

Рассчитываю, что эти два шага придадут новый импульс развитию фермерства и позволят оперативно решать наболевшие вопросы.

 

Министерство готово поддерживать фермеров во всех начинаниях. Только совместными усилиями мы обеспечим страну качественным и доступным продовольствием!

 

Желаю Вам успехов и плодотворной работы!

Спасибо за внимание!

Опубликовано: 12.02.2010


Доклад Президента АККОР Плотникова Владимира Николаевича на XXI съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России.

12.02.2010

Уважаемые крестьянки и крестьяне!
Уважаемые делегаты съезда!
Уважаемые гости!
XXI съезд АККОР – это представительное, поистине всероссийское крестьянское собрание. Мы проводим его в год 20-летия нашей Ассоциации. В ее истории отразилась вся судьба фермерства - с ее взлетами и крутыми поворотами.
Вспомним и поблагодарим тех, кто стоял у истоков АККОР, создавал ее с нуля, закладывал традиции.
Это академики Владимир Александрович Тихонов и Алексей Михайлович Емельянов, Владимир Федорович Башмачников, фермеры из регионов Владимир Илларионович Бивалькевич (Алтайский край), Тимур Кадырович Кадыров (Московская обл.), Роберт Павлович Голиков (Новосибирская обл.), Лечи Алиевич Татаев (Чеченская Республика) и многие другие.
Эти люди заслуживают самой высокой признательности.

Уважаемые коллеги!
2009 год был очень непростым. Вся экономика, вся страна, проходили испытание на прочность. Сегодня уверенно можно сказать – мы это испытание выдержали.
Сельское хозяйство показало наилучшие производственные результаты. Получено продукции даже больше, чем в успешном 2008 году. В Послании Федеральному Собранию Президент Дмитрий Анатольевич Медведев особо отметил работу аграрной отрасли.
Это - результат усилий Правительства России, принявшего Программу антикризисных мер, Министерства сельского хозяйства, регионов и, конечно же, самих крестьян.
Заметный вклад в достижения АПК вносят фермеры.
Каких рубежей мы достигли за 20 лет?
Численность КФХ вместе с индивидуальными предпринимателями составляет 285 тысяч хозяйств. Фермерский уклад укрепляется в экономическом, производственном, организационном, кадровом плане.
Важнейшее свидетельство тому – неуклонное увеличение площади земельных угодий.
Фермерский клин составляет 29,4 млн. гектаров.
Это - значимый показатель развития фермерства. Ведь земля – основа сельскохозяйственного производства.
Увеличивается и средний размер земельного участка крестьянского хозяйства. За последние 10 лет – почти вдвое.
Фермеры из года в год наращивают производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции.
Сбор зерновых в КФХ за 10 лет увеличился в 4 раза. Они производят 21% всего российского зерна.
В нынешнем году фермеры Кубани произвели его почти 2,2 млн. тонн. В Алтайском крае - 1,8 млн., в Омской области – около 1,6 млн., в Ростовской - 1,5 млн. тонн, в Саратовской области – 1,2 млн. тонн зерна.
Фермеры добиваются замечательных урожаев! Например, фермер А.Черников из Ставрополья на участке в 1200 га получил урожай 75 ц с гектара.
Но на самом деле фермерская доля значительно больше. Немалая часть фермерской продукции плюсуется другим секторам.
На нашем съезде присутствует немало представителей ООО. Среди них Странцов Николай Николаевич (Алтайский край), Дорошенко Юрий Викторович (Краснодарский край), Дашкин Сергей Владимирович (Самарская область) и другие. Они – самые настоящие фермеры. Но их продукция не учитывается в фермерском каравае.
Минимум треть продукции ООО следует относить к КФХ. Таким образом, валовый сбор зерна у фермеров – минимум 30%.
Подсолнечник – еще одна ценная культура, которой занимаются фермеры. За 10 лет его производство выросло в 4 раза.
КФХ с ООО дают около 40% урожая подсолнечника.
По другим культурам. Производство сахарной свеклы в КФХ за 10 лет выросло в 3,4 раза. Картофеля - в 4,6. Овощей – в 5,1 раза. Эти темпы роста - самые высокие среди всех форм хозяйствования на селе.
Фермеры впереди и по увеличению поголовья скота, производству продукции животноводства. Крупный рогатый скот. С 2000 по 2009 год - рост почти в 2,5 раза. Самые высокие темпы и по поголовью коров. Рост в 2,4 раза. Та же динамика и в свиноводстве. Рост - почти в 2 раза.
Но наибольших достижений фермерский уклад достиг в овцеводстве и козоводстве. Увеличение с 2000 по 2009 год – в 8 раз.
Растет и производство животноводческой продукции. Молоко – 2,5 раза. Мясо крупного рогатого скота и птицы - в 2,4 раза за этот период.
В итоге за десять лет объем фермерского производства в фактически действовавших ценах вырос в 15 раз. В сопоставимых ценах - вдвое.
Вот оно – удвоение фермерского ВВП!
В целом по сельскому хозяйству темпы роста составили 45,1%. То есть в фермерском секторе они в 4,3 раза выше, чем по отрасли.

Уважаемые коллеги!
Мы выступаем за реальную многоукладность. Признаем, что в России всем укладам есть пространство для развития. И это – правильно. Однако приведенные данные убеждают: из всех аграрных укладов фермерские хозяйства – наиболее динамично развивающийся уклад. Но давайте посмотрим, как распределяется государственная поддержка.
Львиная доля господдержки идет мимо них. В прошлом году только 8,8% КФХ получили субсидированные кредиты. А в целом господдержка, по нашим оценкам, составляет 2,5% от общей суммы выделяемых средств.
Основной поток по инерции направляется в крупное производство, в мега-фермы. Но в прошлом году многие мега-фермы не выдержали кризиса, просели.
Председатель Правительства Владимир Владимирович Путин правильно сказал: «Господдержка – в обмен на эффективность». И фермерские хозяйства в большей степени демонстрируют эту эффективность.
Есть и другая крайность. В сфере малых форм хозяйствования 95% кредитов выдается ЛПХ. А фермерам – менее 5%. Сумма кредитов ЛПХ - 67,2 млрд. руб. А фермерам - 38 млрд.
ЛПХ берут кредиты на развитие товарного производства. Произведенная  продукция не учитывается. Владельцы ЛПХ не платят налоги. То есть идет кредитование серой аграрной экономики. Причем кредиты выдаются по упрощенным схемам. Государство подталкивает фермеров перерегистрироваться в ЛПХ. Разве государству от этого польза?
Повторю - мы за многоукладность. Пусть будут и ЛПХ, и мега-фермы – если они работают эффективно. Но настало время навести порядок – определить, где реальное производство. И поддержку направлять туда, где оно наиболее эффективно.

Уважаемые коллеги!
Среди множества наших проблем, есть проблемы глубинного характера. От отношения к ним зависит существование всего крестьянства и каждого хозяйства. Сегодня это:
Первое -  ценообразование на сельхозпродукцию,
Второе -  нерешенность земельного вопроса,
Третье -  неразвитость с/х потребительской кооперации.
Рассмотрим проблему ценообразования на примере зерна.
Зерно, хлеб – самый ценный капитал. Когда есть зерно, душа спокойна не только у крестьянина, но и у государства.
Именно поэтому проблема зерна требует приоритетного внимания государства. Это ключ к решению многих вопросов.
Крестьяне не могут по справедливым ценам реализовать прошлогодний урожай, не могут рассчитаться с кредитами, взять новые для посевной кампании.
А на этом фоне доходность упала, цены на сельхозпродукцию – низкие. При этом растут железнодорожные тарифы, дорожает техника, запчасти, горючее, удобрения. Только за последние два месяца удобрения подорожали более чем на 20%, а по сравнению с прошлым годом – почти в 2 раза.
Необходимо срочное вмешательство государства. В прошлом году перед посевной кампанией удалось заморозить цены на горючее и удобрения. Это стало реальной поддержкой крестьянству.
В нынешнем году нужны такие же энергичные меры, чтобы решить эти вопросы.
Рынок зерна стоит. Зерно лежит на складах фермеров, особенно в Сибирском регионе. Его нужно запустить в оборот. Под залог этого зерна выдавать кредиты. Причем выдавать – минимум на полтора-два года.
Обслуживание кредитов с нынешней процентной ставкой при таком уровне доходности и рентабельности непосильно для большинства фермеров. Надо – или снижать процентную ставку, или субсидировать кредиты. Рассчитываем, что государство поддержит крестьян.
Только что В.А.Зубков и Е.Б.Скрынник в своих выступлениях говорили, что будет решен вопрос о кредитовании с учетом субсидированных процентных ставок. Это надо сделать, это правильное решение.

Уважаемые делегаты!
Уже не одно столетие в России делаются попытки найти решение одного из коренных вопросов - вопроса о земле, наведения порядка в земельных отношениях.
Это - фундаментальная проблема не только сельского хозяйства, но и всего общества.
Формально земля передана крестьянам. А фактически передача не состоялась. В собственность оформлено лишь около 25% земельных долей. Остальные зависли. Ведь оформление зачастую дороже, чем сама земля.
Формально у нас есть рынок земли, есть правила, нормы, процедуры. Но основная часть сделок совершается по теневым схемам. А крестьянину семь кругов ада нужно пройти, чтобы оформить клочок бросовой земли.
Миллионы га пашни пустуют. А тысячи фермеров не могут приобрести землю и вести свое хозяйство.
Кто выиграл от такой реформы? Спекулянты, коррумпированные чиновники, латифундисты.
Кто проиграл? Крестьяне, вся Россия.
Наведение прядка в земельных отношениях требует железной государственной воли, твердости и последовательности. И единственно правильный путь - поставить крестьянина в центр всех земельных преобразований.
Что для этого необходимо?
Первое – обеспечить ему право собственности на свою земельную долю - не на бумаге, а на деле. Государство должно взять на себя расходы по оформлению – от межевания, кадастровой оценки до выдачи свидетельств.
Второе. Обеспечить крестьянину приоритет на земельном рынке. То есть, гарантировать фермеру право выкупа арендуемой земли. Государству необходимо выделить средства на кредитование приобретения земли в собственность.
Третье. Наладить контроль за целевым использованием земли. В этих целях ввести прогрессивный земельный налог и механизмы, препятствующие латифундизму.
И конечно же, надо серьезно подумать, как наделить землей начинающих фермеров. Как оживить пустующую пашню, вернуть к жизни заброшенные территории. Не сделаем это мы – сделают другие.
В Думе находится законопроект о поправках в земельное законодательство. Нужно принять активное участие в работе над ним и предлагать свои поправки. Если не сформулировать нормы закона четко, он вновь может обернуться против крестьян. Хорошо, что у нас есть взаимопонимание с руководителями профильных комитетов Г.А.Горбуновым в Совете Федерации и В.П.Денисовым в Государственной Думе. Они ведут большую работу в интересах крестьянства.

Уважаемые делегаты!
Фундаментальная проблема – сельскохозяйственная потребительская кооперация. Без нее фермеру не выжить, не подняться, не обрести твердую почву под ногами.
Кооператив - основа экономического развития хозяйства, реальный путь к росту производства, к качественной, глубокой переработке продукции, решения важных проблем ее сбыта.
Это – и мировой опыт, и наш российский опыт.
Надо прямо сказать - государство не занимается по-настоящему этой проблемой. А нужно, во-первых, помочь становлению кооператива. Наша позиция - государство должно взять на себя 50% затрат на организационное, техническое и инженерное обустройство. Надо, по возможности передавать кооперативу производственные мощности, помещения, рынки и т.д. Тем более, зачастую они простаивают, не используются.
Во-вторых, обеспечить кооперативу нормальный режим функционирования. А говоря прямо, - не драть с них три шкуры.
Странную, антикрестьянскую позицию занимает министр финансов А.Л.Кудрин. Нами подготовлены поправки по налогам на имущество, на прибыль кооперативов, по налогу на добавленную стоимость. Все «за», только Минфин против.
Это идет вразрез с Доктриной продовольственной безопасности России, которую мы так долго ждали и которая подписана Президентом Дмитрием Анатольевичем Медведевым.
Такое же антикрестьянское отношение Минфина и к социальному обустройству сельских территорий. Если сокращают расходы, то начинают резать с села. Финансирование социальной программы по селу уменьшено более чем на 50%.
Но разве может иметь будущее село без дороги, без школы, без газа, без воды, без нормальных человеческих условий.

Это всё – глубинные проблемы крестьянской жизни. Их решение мы связываем с Первым заместителем Председателя Правительства РФ В.А.Зубковым и Министром сельского хозяйства РФ Е.Б.Скрынник.
Мы хорошо знаем, что только благодаря твердой, принципиальной позиции лично В.А.Зубкова был принят закон о торговле, которого так ждали сельские товаропроизводители.
Благодаря ему успешно начала действовать Программа создания семейных молочных ферм. И сколько появилось желающих включиться в ее реализацию в различных регионах России!
Мы тесно работаем с Министерством сельского хозяйства. Признательны Е.Б.Скрынник за внимание к фермерским проблемам. В декабре впервые в Минсельхозе была проведена коллегия по комплексу наших проблем.
Приветствуем усилия Министра по наведению порядка в составлении продовольственных балансов регионов.
Политическим партнером АККОР является партия «Единая Россия». Определяя ключевое для партии понятие «российский консерватизм», Б.В. Грызлов особо подчеркнул, что консерватизм – это и «защита собственности, активная поддержка малого бизнеса, в том числе – семейного бизнеса, фермерских хозяйств».
В программный документ партии внесено положение о развитии крестьянских, фермерских хозяйств. Это не сделано ни в одной другой партии.
Нас вдохновляет, что сотрудничество с «Единой Россией» дает реальную отдачу. Прежде всего, усилиями ее фракции в Государственной Думе принят Закон о торговле и поправка в Закон «О КФХ», продлевающая срок перерегистрации КФХ в форме юридического лица до 2013 года. А ведь 98 тыс. КФХ имеют этот статус и теперь могут нормально работать.
Признательны и Совету Федерации за поддержку и понимание крестьянских проблем.
Главным финансовым партнером АККОР является Россельхозбанк. Взаимодействие с ним строится на основе договора о сотрудничестве.
Прежде всего, он выделяет средства на развитие крестьянских, фермерских хозяйств, помогает решать многие финансовые проблемы.
Вчера состоялось обстоятельное обсуждение всех этих вопросов. Трудно даже представить, что бы делали крестьяне без Россельхозбанка. Хотелось бы поблагодарить Юрия Владимировича Трушина за внимание и поддержку, за готовность находить решение самых сложных проблем.
Мы продолжаем развивать отношения и с другими нашими партнерами, в том числе и с Росагролизингом. Должную отдачу ощущают многие хозяйства.

Уважаемые делегаты и гости съезда!
В год своего 20-летия АККОР ведет серьезную модернизацию. Мы хотим, чтобы наша Ассоциация стала современной, влиятельной организацией российского крестьянства. Здесь предстоит решить комплекс вопросов.
Первое. Обновить членскую базу на основе самых современных стандартов.
Зримая примета перемен – это новые членские билеты АККОР в виде электронных карточек. Это – не дань моде. Мы ведем переговоры со страховыми компаниями, операторами связи и другими нашими партнерами. Хотим, чтобы обладатель билета АККОР, являясь клиентом этих компаний, получал соответствующие преференции.
Второе – рост рядов АККОР.
АККОР создавалась не как узкоцеховая, а как массовая организация.
Именно поэтому будем активно привлекать в наши ряды и владельцев личных подворий, и ООО, и сельскохозяйственные потребительские кооперативы – все малые и средние формы хозяйствования на селе.
Дело не в названии, а в том, что нас объединяет, – труд на своей земле, жизнь в родном селе. Надо держаться вместе и решать общие задачи.
И конечно, вести эту работу надо в тесном взаимодействии с нашими братскими организациями – Движением сельских женщин, Российским союзом сельской молодежи, Профсоюзом работников АПК, Агропромсоюзом, РАДом, отраслевыми союзами и ассоциациями.
Третье. Продвижение наших представителей во власть. Задача АККОР – формирование фермерского представительства в органах власти регионов и в местном самоуправлении.
В октябре фермеры приняли активное участие в региональных и местных выборах. Более 1000 наших кандидатов избрано в органы власти различных уровней. Это – лучший результат за всю историю существования АККОР.
Впереди – новые выборы. Будем и далее активно вести работу в этом направлении.
Четвертое. Развитие международного сотрудничества.
Российское фермерство получает признание в мире.
В первую очередь хочу отметить динамичное и интенсивное сотрудничество АККОР с Немецким крестьянским союзом, которое развивается на основе договора о сотрудничестве.
Во многом благодаря поддержке его президента - Герда Зонляйтнера, Международная федерация сельскохозяйственных товаропроизводителей дала принципиальное согласие на прием АККОР в свои ряды.
В прошлом году делегация АККОР побывала с визитом в США. Поездка была достойно организована и оставила сильные впечатления. Заключено соглашение с Фермерским бюро штата Айова (США). На съезд поступили теплые приветствие от Министра сельского хозяйства Айовы и американских фермеров, которые желают нам успешной работы.
Недавно заключено соглашение с Центральным объединением фермеров Финляндии.
Опыт показывает, что такие соглашения дают качественный толчок двустороннему диалогу, открывают нам двери к обширному опыту зарубежных коллег.

Уважаемые делегаты, гости съезда!
Год от года фермерское движение набирает обороты. Фермер глубже пускает корни в землю, питает древо российской государственности.
Именно поэтому он находит признание со стороны государства и общества. Именно поэтому фермерам всё больше доверяет народ. И в первую очередь - жители села.
Ведь сегодня в натруженных и сильных крестьянских руках - судьба деревни, судьба российской пашни.
«Крепкое, проникнутое идеей собственности, богатое крестьянство служит везде лучшим оплотом порядка и спокойствия» - говорил П.А.Столыпин.
Как актуальны эти слова!
А потому главная цель АККОР, наша главная забота, наш долг – помогать российскому крестьянину!

 

 


ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А.МЕДВЕДЕВА НА СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Официальный сайт Президента РФ, 02.10.2009

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами очень важное совещание. Мы встречаемся в очень ответственный период жизни российского села, в период сбора урожая. Время горячее и трудное, и как раз самое время поговорить о том, как развивается российский зерновой рынок, и в целом поговорить об эффективности нашей аграрной политики, ну и, конечно, проанализировать предварительные итоги уборочной кампании.

Вы знаете, что этот год был трудным для всех – и для всех отраслей нашей экономики в том числе. Кризис существенным образом ограничил доступ к кредитным ресурсам. Это ударило по всем производителям и по аграриям, к сожалению, в том числе. Был свёрнут целый ряд инвестиционных проектов, возникли проблемы со сбытом, с управлением, рентабельностью. И конечно, на ситуацию в сельском хозяйстве повлияли не самые простые погодные условия, которые были в этом году. Во всяком случае, в сравнении с прошлым годом всё было существенно труднее.

Однако при помощи набора антикризисных мер ситуацию в целом удалось стабилизировать. Объём средств, которые направлены из федерального бюджета на реализацию госпрограммы развития АПК, был в этом году увеличен до 180 миллиардов рублей. Это приблизительно на треть больше, чем в прошлом году, и почти в два раза больше, чем в 2007 году.

Удалось в основном решить и вопросы льготного обеспечения сельхозпроизводителей горюче-смазочными материалами и минеральными удобрениями, сделано это было вовремя, мы только что говорили с губернатором Орловской области Александром Петровичем Козловым. В марте мне докладывало Правительство, 17 марта был подписан специальный меморандум, соглашение, которое зафиксировало цены на ГСМ на уровне 15 января на период с марта по май. В итоге – экономия сельхозпроизводителей, которая была получена от этих фиксированных цен, составила 2,5 миллиарда рублей, в кризисный год это неплохо. В конце мая было подписано соглашение о рекомендуемых скидках на поставки горюче-смазочных материалов и объёмах их поставок на период уборки, там где-то скидка около 10 процентов получилась, что, в общем, тоже, наверное, неплохо, хотя, конечно, всегда хочется лучших условий.

В итоге в целом по стране мы выходим на вполне приличные результаты уборочной кампании – по оценкам экспертов, в районе 90 миллионов тонн зерновых. Напомню, что в прошлом году урожай был очень высокий – 108 миллионов тонн, в позапрошлом – 80 миллионов тонн, около 82. Такой объём позволяет нам перекрыть уровень внутреннего потребления и сохранить, в общем, достаточно приличный экспортный потенциал. Урожай картофеля и овощей предполагается, в общем, не меньше, чем в прошлом году.

Но, конечно, проблемы на этом не заканчиваются, они, как обычно, в нашей стране с этого только и начинаются. Вы знаете, что в нашей стране одной из существенных проблем является сохранение и переработка урожая. Трудностей здесь немало.

Мы только что посмотрели один из современных элеваторов, который создан на территории Орловской области. Конечно, это уже другой уровень. Проблема заключается в том, что таких элеваторов у нас очень мало. Мы прикидывали там на коленке, что называется, сколько нужно их построить. Получилась, в общем, не маленькая цифра: необходимо около 300 штук таких элеваторов по всей территории страны, это инвестиции где-то от полутора до двух миллиардов долларов. Если у нас такой будет объём элеваторных мощностей, тогда мы будем чувствовать себя уверенно. Вот цель, к которой нужно стремиться и которую должны иметь в виду и руководители регионов, и руководители федеральных структур, отвечающие за эту работу.

Что нам мешает? Это названные только что инфраструктурные ограничения – не только элеваторные, конечно. Второе – недостаточное использование возможностей внутреннего потребления, и третье – это технологическое отставание.

Мы сегодня посмотрели, как идёт уборка на современных полях современной техникой – и российской, и совместной, и иностранной – при использовании современных аграрных технологий. Это космос, конечно; у нас так пока, скажем откровенно, не везде, но сегодня это уже не единичные примеры. Это не та ситуация, которая была, скажем, 10 лет назад, когда на новый комбайн сбегалась посмотреть вся область. Это есть везде, но не в тех объёмах, в которых нам бы хотелось.

За последние годы Россия вернула себе статус ведущей зерновой державы и вошла в четверку крупнейших экспортеров зерна наряду с Соединёнными Штатами Америки, Канадой, Евросоюзом. Мы в этом году провели Зерновой форум. Провели успешно, заявили о своих амбициях, немалых, кстати. Напомню эти амбиции. Мы, если я сейчас точно воспроизведу, планируем в течение где-то там восьми- или десятилетнего цикла выйти на общий объём экспортных возможностей в районе 50 миллионов тонн, что, конечно, нас выведет на самые передовые позиции. Для этого у нас есть, несмотря на трудности климата, в общем, все необходимые составляющие, нужно просто придать им ускорение. По прогнозам, в текущем году экспортный потенциал составит около 20 миллионов тонн, а может быть, чуть меньше или чуть больше, нужно посмотреть. Но это, конечно, безусловно, завязано на логистику. Я уже сказал о том, что мощности хранения изношены и недостаточны, мощности транспортировки также недостаточны. Только по Центральному федеральному округу существующие возможности позволяют длительно хранить не более 40 процентов собранного урожая.

Мы вчера, когда я был в Курской губернии, говорили с Александром Николаевичем Михайловым. В прошлом году собрали хороший урожай, в апреле это зерно продали, за него уже деньги заплачены, но оно как лежало, так и лежит на этих элеваторах. Что делать? Куда девать новое зерно? В этом году тоже неплохой урожай.

Инфраструктурные ограничения, таким образом, присутствуют у нас во всей цепочке: от элеваторов до портовых терминалов. По совокупным мощностям портов по перевалке зерна (в настоящий момент они составляют около 20 миллионов тонн) мы должны выйти на уровень экспорта. Я уже назвал позицию, там 50 миллионов тонн, но в ближайшей перспективе это может быть 30–40 миллионов. То есть в ближайшие годы нам предстоит удвоить перевалочные мощности. Сложная задача. Пока основным направлением поставок является черноморское: фактически половину нашего экспорта обеспечивает глубоководный порт Новороссийска, и это, конечно, при том что мы ставим перед собой задачу диверсифицировать экспорт зерна, в том числе в страны АТР (Азиатско-Тихоокеанского региона).

Однако совокупные мощности трёх дальневосточных портов – Находки, Владивостока, Ванино – всего 2 миллиона тонн, это ничего, и там необходимо принимать решения. Нам нужны дополнительные перевалочные мощности и новые элеваторы, о чём я уже сказал, и специализированные транспортные средства, мы должны развивать подъездные пути. И здесь, я надеюсь, свой вклад внесет недавно созданная Объединённая зерновая компания, одна из её задач – развитие инфраструктуры зернового рынка, в том числе с привлечением активов частных инвесторов. Естественно, на государственном финансировании мы всех задач не решим.

Ещё одна проблема – развитие пищевой и перерабатывающей промышленности, здесь пока тоже движение очень слабое. Начинали этим заниматься более активно в период, когда начался национальный проект, но глубокая комплексная переработка сельхозпродукции всё равно отсутствует. И, к сожалению, значительная часть издержек, которые формируются в сегменте переработки и реализации, перекладывается просто на плечи крестьян. Это тормозит развитие хозяйств и вообще сельхозпроизводства. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо стимулировать конкуренцию. Это особенно важно, кстати, и в период кризиса, в нынешней ситуации, и это задача, которая стоит и перед регионами, и перед ведомствами.

Нужно создать современную пищевую и перерабатывающую промышленность, и только в этом случае мы сможем капитальным образом подтянуть проблему занятости. Мы все знаем, сколько людей у нас работает на селе, это, по сути, треть страны, так сложилось исторически. В этом и ряд наших проблем, и определённые преимущества, это определённый, очень серьёзный уклад жизни, я уж не говорю о том, что труд человека, который живёт на селе, очень сложный, особенно в условиях недостаточной механизации, отсталости по целому ряду сегментов. Поэтому вот именно этой задачей мы должны заниматься совместно, тем более что, по экспертным оценкам, на одного работника в сфере сельхозпроизводства приходится десять занятых в переработке и реализации. Это создаёт мультипликативный эффект, как принято говорить, для других людей.

Трудно конкурировать с зарубежными трейдерами, которые имеют доступ к дешёвым кредитным ресурсам. Поэтому кредитование аграрного сектора остается одной из ключевых задач. Я думаю, что сегодня вы скажете и по текущей ситуации, и по тем возможностям, в том числе по системе государственной поддержки, которая по целому ряду направлений должна будет сохраняться.

Ещё одна тема – это информационная оболочка аграрного сектора. Мы только к ней приступаем, но это тем не менее очень важная вещь – внедрение высоких технологий в управленческую производственную практику. Нам нужна точная информация о состоянии земель, о посевах, об урожае, о ситуации на рынках, о балансе производства и потребления сельхозпродукции. Но отсутствие качественной и оперативной информации, конечно, создает очень серьёзные проблемы, ведёт к убыткам, к снижению конкурентоспособности наших производителей, и мы просто не получаем того, что могли бы получить. Сейчас мы, к сожалению, пользуемся данными, которые получаем от иностранных государств, в том числе и данными космического мониторинга, несмотря на то, что мы крупнейшая космическая страна. Но не следует забывать, что те данные, которые мы получаем из других стран, могут быть разными, и зачастую это данные от наших прямых конкурентов. Поэтому, обладая современными техническими средствами, современными технологиями, мы сможем быстрее и лучше оценивать ситуацию и принимать уже на основе этой оценки верные решения.

И последнее – сегодня мы тоже об этом говорили, когда были в полях, – создание полноценного семенного фонда. Сегодня большую часть его мы закупаем за рубежом. Причины ясны: мы просто до ручки, что называется, довели собственные возможности. Производства сахарной свеклы и кукурузы (сегодня были и на том, и на другом поле) практически полностью зависят от импорта семян. Это позор для нашей страны.

Перед нами стоит важнейшая задача – наладить производство семян всех возделываемых в России сельскохозяйственных культур в размере хотя бы трех четвертей от потребностей. В противном случае мы не сможем гарантировать обеспечение продовольственной безопасности страны уже в самой ближайшей перспективе, я уже не говорю про решение тех амбициозных задач, как поставка существенных объёмов по экспорту, получение денег от экспорта продукции сельского хозяйства. Поэтому к этой проблеме необходимо привлечь и научные силы, они у нас ещё остаются, и производственные ресурсы, и, конечно, возможности бизнеса: бизнес должен в эту сферу вложить деньги, и государственные, конечно, возможности.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕЗИДЕНТА РФ Д.А.МЕДВЕДЕВА НА СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Официальный сайт Президента РФ, 02.10.2009

Уважаемые коллеги, я подведу итог нашего совещания. Считаю его полезным именно потому, что периодически Президент должен слушать и доклады Правительства о работе в сельском хозяйстве, и отчёты губернаторов на эту тему. Это важнейшая сфера нашей жизни, несмотря на то, что все решения в целом принимаются, корректировки всё равно необходимы.

По итогам сегодняшней работы я дам целый набор поручений в рамках инфраструктурных проблем, в частности по элеваторам и возможности субсидирования кредитной ставки в этой сфере. Надо будет также посмотреть на юридические проблемы, о которых я сказал, подготовить закон об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель или об увеличении ставок налогообложения по таким землям. В течение месяца, а может быть, и в более длительной перспективе посмотреть на проблему с паями.

По кредитам нужно продолжить ту работу, которая велась. В целом, то, что было сказано Юрием Владимировичем [Ю.В.Трушин, председатель правления ОАО «Россельхозбанк»], – это нормальная информация. Надеюсь, что кредитная ставка будет и дальше снижаться. Во всяком случае ставка рефинансирования находится у нас сейчас на исторически самом низком уровне за последнее время. Правда, это полностью не конвертируется в реальную кредитную ставку, которая используется банками. Особенно важна и сложна проблема длинных денег. Это проблема для всей экономики, а не только для сельского хозяйства. Ее придется решать и за счёт внутренних ресурсов, потому что длинные деньги остаются мировой проблемой. Но рынок всё равно начинает дышать. Надеюсь, что здесь тоже будут какие-то подвижки. Мы должны думать о том, чтобы использовать новые нестандартные формы кредитования, развивать кредитное поле, мотивировать не только крупные и государственные банки, но и средние, особенно частные банки – на работу в аграрном секторе. Думаю, что такого рода поручение Центральному банку неплохо было бы подготовить, потому что в настоящий момент здесь такая очень общая ситуация: требования одни и те же, а условия работы в аграрном секторе и в других местах разные. Необходимо создавать дополнительные стимулы для банков, чтобы они не чувствовали себя незащищенными, когда приходят в деревню. Это улучшит и проблему кредитования НИОКРов, уж не знаю как там насчёт кредитования под гудвил, как было сказано нашими коллегами. Это сложная тема, потому что у нас нет пока критериев, как считать этот гудвил. Очень часто под этим скрывается просто жульничество, и из-за этого банки боятся принимать соответствующие виды обеспечения. Но это не значит, что этим не нужно заниматься: надо думать о будущем.

По поводу специалистов, которых готовят наши вузы. Здесь, действительно, была дана очень пессимистичная оценка. Думаю, что это, что называется, наболело у Олега Петровича [О.Королёва – губернатора Липецкой области]. Есть, конечно, проблемы с подготовкой специалистов, нужно работать над качеством знаний наших выпускников, самим сельскохозяйственным вузам перестраиваться на современную схему работы. Но это не значит, что нужно зачеркнуть всё, что было сделано раньше, просто нужно готовить современных специалистов, это очевидно. Чтобы они были знакомы с современной техникой, проходили стажировки в других странах, чтобы у них было представление о современных кредитных институтах, о формах организации финансирования. Вот этих знаний пока явно не хватает.

Я обязательно дам поручения и по другим темам, которые звучали. Здесь наши коллеги говорили о том, что часть проблем, которые существуют сегодня в аграрной сфере, – это проблемы, связанные с нашими успехами. Это так. Но с другой стороны – я бы всё равно не предавался иллюзиям по поводу того, где мы находимся. Все мы помним советские годы, многие коллеги здесь апеллировали к ним. Конечно, если сравнивать с тем периодом, то мы уже находимся на передовом рубеже. Я, по понятным причинам, не занимался аграрными вопросами в студенческие годы и после окончания университета, но я помню, как выглядело наше аграрное хозяйство на Северо-Западе. Даже тогда, в советский период, волосы дыбом вставали, просто страшно было. Если сравнить с тем, что есть сейчас – с развитостью институтов кредитования, с формами организации работы, с тем, как выглядят поля, с новыми комплексами, с техникой, то это, конечно, небо и земля. Но это не повод, чтобы восхищаться собой. Мы ещё всё равно находимся только в самом начале пути. Для того чтобы наступило отрезвление, достаточно разок съездить в передовые аграрные государства, чтобы понять, что у нас ещё огромное количество проблем.

Но с другой стороны, мы на собственном опыте за последние десять лет убедились, что сельское хозяйство, вопреки представлениям отдельных экономистов, не является чёрной дырой, которая только высасывает деньги, ничего не приносит государству и является таким ярмом на шее экономики, от которого можно избавиться, и все продукты покупать за границей. Теперь у нас об этом совершенно иные представления. Мы понимаем, что это способ жизни трети населения нашей страны. Это вполне современная и конкурентная сфера, которая в кризис показала, чего она стоит. Что бы ни происходило с другими отраслями промышленности, люди всё равно будут испытывать потребность в пище. Значит, этот бизнес будет всегда. А вот другой бизнес – неизвестно, сохранится через 20–30 лет или нет.

У нас есть огромные возможности для того, чтобы превратить наше сельское хозяйство в одно из самых передовых в мире. Для этого нужно три вещи.

 Я думаю, что здесь присутствующие со мной согласятся. Во-первых, это новые технологии в самом широком смысле этого слова – техника и новые технологии, которые должны внедряться везде – начиная от личного подсобного хозяйства и заканчивая крупнейшими агрохолдингами, которые и так этим занимаются. Во-вторых, это должна быть работа над экономикой отрасли, работа над экономикой компаний. Проще говоря, работа с издержками, которые у нас ещё очень высокие. И, в-третьих, это помощь государства. Аграрный сектор нигде не живет без помощи государства включая создание новых правовых и экономических механизмов. И вот это уже задача для всех присутствующих, я имею в виду руководство федеральных структур и руководство регионов. Давайте все вместе этим будем заниматься.

 




 

В начало

На Главную

На карту
 

Hosted by uCoz