Я  РУКОВОДИТЕЛЬ

(Чему я должен научиться, что должен уметь, к чему стремиться, как себя вести и какими качествами обладать).

на главную

на предыдущую

   В идеале любой руководитель (одним человеком или миллионами людей) должен быть способным управлять людьми. Такое дано не каждому. Одни приобретают этот талант с рождения, другие вырабатывают знания, навыки и умения руководства в течение всей жизни. Первых называют - начальник от Бога, вторые учатся науке управлять каждодневно и постоянно. Если руководитель не самосовершенствуется, не правит в духе времени, не ведет себя в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, он становится тормозом в производстве, раздражителем трудового коллектива и как результат,  не созидателем, а разрушителем бизнеса.

   Давайте не будем считать себя божественными управленцами, гениальными руководителями, полностью способными и умелыми начальниками. Ведь даже те, кто обладает отличными способностями организовывать и управлять людьми, учатся данному искусству ежедневно и ежечасно, работая , общаясь с подчиненными и учитывая характеры, вырабатывают формы и способы эффективного влияния на работников с целью поддержания положительной нравственно-психологической атмосферы в коллективе и тем самым высокую производительность труда и высокие темпы роста производства. Значит, надо учиться, надо искать информацию о том, как быть в тех или иных ситуациях, не стесняться спрашивать и перенимать опыт умелых и способных, возможно "ломать" свой характер, критически оценивать свои действия и иметь мужество признавать ошибки и обязательно исправлять их, не допуская в будущем.

   Для познания науки управления в солидном объеме, необходимо специальное образование в учебных заведениях. Мы же  ставим целью - дать некоторые ориентиры, критерии, оценочные показатели из практики работы и потребностей сегодняшнего дня - образа  управленца, качеств его личности, где, чему и как научиться, как себя вести в различных жизненных ситуациях, как завоевать авторитет и уважение у подчиненных, как повысить активность трудового коллектива в улучшении показателей организации, предприятия, учреждения, бизнеса.

   

ЛИЧНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

   ( Какими качествами должен обладать человек, способный квалифицированно руководить коллективом)

 

            - Хорошее понимание процесса деятельности предприятия, организации и представление перспективы развития.

            - Умение убедить людей в правоте своих замыслов и добиться доверия их к вам и вашим идеям. Это не просто, потому что надо еще очень четко, логично и убедительно научиться говорить. Если человек мямлит, путается при рассказе о деле, не внятно объясняет, доверия у людей не появится. Вот тут-то и надо знать физиологическую закономерность связи языка и мысли. Обычно говорят так - "я не могу рассказать, потому что язык не натренирован выступать". В действительности это не совсем так. Человек ведь в бытовой обстановке классно "выступает", а в официальной обстановке по деловому вопросу не может. Причина совсем в другом - выразить не можешь, значит плохо представляешь то, о чем надо сказать. Философ древности Демокрит говорил - "Если не можешь выразить мысль языком, значит мысль еще не ясна". Он был прав, это легко проверить на себе. Попробуйте рассказывать людям то, о чем вы хорошо знаете и о том, о чем имеете смутное представление. Сравните! Почувствуйте разницу. Логический вывод - если вы отлично знаете то, о чем хотите сказать, наверняка выразитесь  красиво и убедительно. И не старайтесь при этом придумывать научные и "кучерявые" слова, только навредите убедительности.

       - Административные способности - это умение заставить других людей выполнять свои задания. Для этого руководитель должен обладать твердостью характера, настойчивостью и энергичностью. Однако это не означает бездумное настаивание на своем, все должно быть продумано, спланировано  и мысленно представлено, как подчиненные будут выполнять ваши поручения. При всем этом руководитель берет ответственность на себя за результаты выполнения данных им распоряжений.

        - Необходимо быть терпеливым и вежливым, уметь выслушать человека, не торопиться сразу давать ответ, если нет уверенности в его правильности. Лучше позже ответить правильно, чем наспех наврать. Уважение теряется сразу.

        - По умному пользоваться правами поощрять и наказывать. Из практики жизни известно, что поощрения и наказания дают положительный  результат в улучшении работы, но только тогда, когда применяются они по справедливости. При этом поощрения действуют гораздо лучше на стимулирование деятельности человека, нежели наказания.

   Очень продуктивно в руках руководителя работают (самые распространенные, простые и легкие) рычаги воздействия на подчиненных, как похвала и порицание. Эти формы следует использовать каждый день по несколько раз. Человека всегда есть за что похвалить, также и поругать. Доказано, если человека похвалить в течение дня несколько раз, производительность труда увеличивается на 80%, если поругать несколько раз, производительность труда увеличивается, но только на 20%. Делайте вывод!

        - Культура поведения, тактичность, уважительность к подчиненным, доброжелательность, внимательность, сердечность, сопереживание за людей, реальная забота о нуждах своих работников - вот не полный перечень "комплекта" обычных человеческих качеств, особо ценимых народом у своих руководителей.

   Переход  нашей страны на новый путь развития породил, к сожалению, ряд отрицательных явлений в жизни и поведении людей, в т.ч. и в стиле управленческой деятельности, особенно молодых хозяев производств, предприятий и организаций. Среди молодых людей распространена вульгарная, полухулиганская, выпукло развязанная манера общения. Это закономерный результат влияния "свободы" после долгих лет "незя..." и воздействия информационного бума, свалившегося на нас с Запада. Только вот Запад - то это все давным-давно прошел и сейчас там совсем по другому ведут себя люди. А мы повторяем с азартом, как бы упущенное и с Российской изобретательностью усугубляем, и так уродливые, формы взаимоотношений. Но как всегда, плохое долго не живет и в последнее время мода на бескультурье начала уходить в прошлое. Это замечательно и пора заново учиться частично забытым способам высококультурного и современного, цивилизованного управленческого труда, да и просто человеческого поведения.

   Советы на каждый день:

                     Русский мат только в самом крайнем случае, а не "для связи слов"

                     Терпимость, когда слушаешь раздраженного русского человека, даже если   невтерпеж.

                     Не забудьте поблагодарить за хорошую работу.

                     Не унижайте подчиненных, они не могут ответить тем же.

                     На работе лучше обращаться к подчиненным по имени и отчеству, знайте их.

                     Лучше несколько раз сказать - здравствуйте, чем один раз косо друг на друга посмотреть.

                     Здоровайтесь с мужчинами за руку, с женщинами то же, но с поцелуем ручки или с поклоном (русская благородная традиция).

                     При первой встрече поинтересуйтесь здоровьем, если есть проблемы, постарайтесь помочь, при второй встрече поинтересуйтесь здоровьем членов семьи (японская благородная традиция), тоже помогите.

                     Не ори, как потерпевший. Горластый начальник вызывает отвращение.

                     При обращении подчиненных, немедленно брось компьютер (если очень ответственное дело, извинись за небольшую задержку). При разговоре по телефону, прерви разговор, извинись, выслушай подчиненного и только потом снова разговаривай по телефону.

                     Злобу внешне не показывай, терпи, "батя" или "мама" всегда должны быть спокойны (вырабатывай  самообладание). А кулаками по столу не стучи, мебель и аппаратура портится.

                     Чаще улыбайтесь, хмурый начальник отбивает желание разговаривать. "Он злой какой-то" и уходят, а вопрос остается не решенным. Уходит время, а в бизнесе время - деньги.

                     Обязательно выполняйте обещания, если сомневаетесь в выполнении, лучше не обещать. Не выполняемые начальником обещания приводят очень быстро к потере доверия к нему и снижению активности в работе.

 

            Главное - здоровье, это истина безусловная!

         Малый и средний бизнес пожалуй не стоит и затевать, нежели не достаточно физического здоровья. В отличии от бывшего социалистического режима труда на предприятиях, в организациях и учреждениях, бизнес не позволяет расслабляться, практически не бывает выходных дней и отпусков. Очень высокие физические и психологические нагрузки не осилит человек со слабым здоровьем.

              Коллективные производства, крупные организации и предприятия также сейчас не терпят в своих рядах работников со слабым здоровьем.

              Больной управленец - больное производство.

                            Практические действия:

   а). Здоровье пока не беспокоит.

        - Качалки, пробежки, гантели, игры, утренние физзарядки и т.п. - дело обязательное. Долой лень!

        - Закалки любыми способами.

        - Питание натурпродуктами.

        - Не злоупотреблять горячительными.

        - Не курить.

        - Любовь обязательна, но с учетом личных особенностей и возраста. Тут тоже есть природная мера и определенные закономерности, можно повысить трудоспособность, а можно и потерять ее.

 

        - Находите возможность для себя и для подчиненных иметь регулярные выходные дни. Если чувствуете сильную психологическую усталость, займитесь физическим трудом, например в огороде, в саду, на даче. Исторически физический труд присущ человеку раньше умственного и организм научился снимать физическую усталость даже после непродолжительного пассивного отдыха, а вместе с этим снимается и психологическая  усталость тоже быстро. Без такого варианта от умственного перенапряжения будете отходить очень долго и мучительно. Рекомендуем, проверено!

        - Каждые полгода - полная диспансеризация. Это офицерские, армейские правила доказали свою полезность. Поэтому не жалейте на это время и деньги, здоровье дороже.

   б). Здоровье пошаливает.

         - Никогда не демонстрируйте перед подчиненными свое болезненное состояние. Если вы на работе и у вас что-то болит, потерпите, если можете, но вида не показывайте. Одновременно примите меры медицинской помощи.

         - Не пытайтесь вылечить болезнь дешевыми лекарствами. Сейчас на Руси это скорее всего пустышки.

         - Не запускать болезнь, лечиться как следует.

         - Дай бог Вам здоровья!

 

       Тут имеется ввиду реакция человека на факторы, воздействующие на него в ходе жизни и ее зависимость от типа нервной системы, темперамента и характера нервных процессов, свойственных именно данной, конкретной личности.

         Наука психология различает 4 типа темперамента.

а). ХОЛЕРИК - это человек с повышенной возбудимостью, почти не способный сдерживать эмоции, на любые внешние раздражители реагирует порывисто, бурно и страстно. Холерик неуравновешенный, вспыльчивый, импульсивный.

     Такому человеку бессмысленно поручать монотонную, однообразную и требующую усидчивости работу. Он ее все равно не сделает, будет мучиться и скорее всего не закончит.

     Зато, когда нужен темп, быстрота и натиск, холерик в самый раз.

                                    (В качестве примера - СУВОРОВ).

б). САНГВИНИК - тоже бурно реагирует на внешние события, но обладает способностью и силой воли регулировать свои действия и контролировать эмоции, держать себя в руках. Человек уравновешенный, но в нем доминирует возбуждение.

     В жизни людей, с преимущественно холерическим типом темперамента, большинство.

     Эти люди способны решать практически любые задачи. На таких можно положиться и быть спокойным за конечный результат их деятельности.

                                      (В качестве примера - ГОРБАЧЕВ).

в). ФЛЕГМАТИК - личность с пониженной эмоциональностью, однако способный "растормаживаться" до нужного возбуждения. Человек уравновешенный, чаще всего спокойный, на внешние раздражители реагирует медленно. Сила воли обычно высокая. Терпеливый и настойчивый в любом деле. Усидчив, любую работу старается доводить до конца.

                                       (В качестве примера - КУТУЗОВ).

г). МЕЛАНХОЛИКнизкоэмоциональный человек со слабым возбуждением. Чаще всего не может возбудить себя до рабочего состояния. Заторможенный и преодолеть такое состояние он не может или преодолевает с большим трудом.

     Если имеются склонности к творческому труду и работа не регламентированная - можно поручать.

                                         (В качестве примера - ГОГОЛЬ. Помните - "Он прибывает в меланхолии").

 

    В чистом виде типа темперамента у людей практически не бывает, а вот преимущественно один или другой, проявляется всегда.

 

   Учитывая нервную систему людей, руководитель может организовать труд более продуктивно и создать спокойную нравственно-психологическую атмосферу в коллективе. Бизнес пойдет лучше!

 

           ПОЗДРАВЛЯЮ! Вы очень целеустремленный, волевой, сильный духом человек. Дочитав до конца эти длинные страницы, вы проявили качества, свойственные управленцам. Я рад за Вас и с этим передаю свою энергетику во благо полезных и нужных людям дел. Не беспокойтесь, у Вас все получится.

На карту

На Главную

На предыдущую

                                                                                                                                                                  настольная памятка

 дополнение

                    

                    

                    

                    

 

   

 

Hosted by uCoz